Поделиться:



Миф как средство постижения тонкого мира


Значение мифа ни в коем случае не должно быть недооценено. Миф – это не только та форма, в которой нам доступно великое наследие прошлого, это – единственный рабочий инструмент постижения и картографирования тонкого мира, которым мы обладаем…

Человечество владеет четырьмя – всего лишь четырьмя! – инструментами, точнее, когнитивными инструментальными системами познания и освоения реальности: речью, мифологией, наукой и искусством.

Речь сама по себе содержит огромный корпус знаний. Она не только кодифицирует, обеспечивает эффективное хранение и обмен информацией, но и позволяет оперировать с существенно более точно определёнными понятиями и символами, чем рисунок и танец. С другой стороны, всё то, что не выражено в речи, чрезвычайно затруднено для понимания. Речь пронизывает всё человеческое существование, в том числе – и мифологию, и науку.

Речь как когнитивно-инструментальная система – очень сложный объект; к пониманию и исследованию этой важнейшей стороны речи человечество пришло сравнительно недавно; не будучи специалистом в области структурной лингвистики и подобных дисциплин, я воздержусь касаться здесь этой темы.

Искусство имеет дело с непосредственным, интуитивным знанием, которое по своей природе невербально и с трудом поддаётся формализации и «переводу». Глубокое понимание искусства само по себе является искусством. В то же время, искусство тесно связано с медитацией и является адекватным способом проникновения в тонкий мир, тесно переплетаясь с мифологией. Можно сказать, что искусство, рассматриваемое как инструмент познания, служит мифологии, создавая её эстетическую компоненту.

Рассуждая о мифе, следует различать миф в обыденном понимании, как некий более или менее сказочный сюжет, в котором действуют, наряду с обыкновенными людьми, боги, герои, всевозможные сверхъестественные существа, и миф в широком значении этого термина, как некую систему знаний, истинность которой содержится в ней самой. При взгляде изнутри миф – это истина; при взгляде снаружи – не более чем миф, имеющий право на существование. Миф – это та когнитивная форма, в которой человечество на протяжении тысячелетий постигало законы тонкого, невидимого мира. Миф имеет дело с персонажами и сюжетами, которые служат видимой формой выражения подмеченных закономерностей и объясняют их смысл.

В отличие от мифа, наука – это система знаний, удовлетворяющая определённым правилам верификации: принципиальной проверяемости, повторяемости, внутренней непротиворечивости. Наука оперирует фактами и имеет своей целью построение внутренне непротиворечивой теории, удовлетворительно объясняющей факты с позиций причинно-следственных связей.

Можно, таким образом, утверждать, что наука, равно как и мифология, устанавливает законы и создаёт смыслы, только делают они это разными методами – со своими «законными» сферами применения и свойственными им ограничениями. Наука даёт «объективное», то есть не зависящее от «субъекта», знание, а мифология (равно как и искусство) – «субъективное» знание, которого попросту не существует вне знающего «субъекта».

Разумеется, в жизни между мифологией и наукой нет столь четкого разграничения. Существуют же, в конце концов, наука о мифологии и история (читай – мифология) науки.

Однако если мифология или наука начинают претендовать на исключительную, абсолютную роль в познании истины, то либо происходит мифологизация науки с возникновением слепой, фанатичной, совершенно «ненаучной» веры в науку, либо, напротив, миф объявляется научным знанием, причем строго научные методы познания вытесняются схоластикой. И то, и другое заблуждение резко ограничивают кругозор, искажают истину и затрудняют или делают невозможным её поиск. Для того чтобы эффективно и по назначению использовать науку и миф, эти могучие инструменты познания, нужно уметь отчётливо отличать их друг от друга.

Роль мифов в жизни человеческого общества и каждого человека в отдельности исключительно велика. Умело и вовремя созданный миф обладает колоссальной созидательной или разрушительной силой. Лучшей иллюстрацией сказанному служит сама история – и как процесс, и как знание об этом процессе.

Стало общим местом повторять, что история – это миф. И это так: общепринятая версия истории человечества ранее 15-16 веков непроверяема и недоказуема, а источники неполны и противоречивы. Но, когда мы говорим: «История – это миф», – то не должны вкладывать в эти слова ни крупицы уничижительного оттенка. Той истории, которая, так сказать, была на самом деле, уже давно не существует, её нет в реальности «здесь и сейчас», она мертва, зато есть исторический миф, который, безусловно, живёт, влияет на судьбы людей и мира и в значительной мере формирует реальность. Недаром же все властители последних веков, от Наполеона до Сталина, норовили переписать историю по-своему.

Мифы и мифология – это универсальный язык эгрегоров. Каждый эгрегор, низкий или высокий, будь то эгрегор семейства, рода, этноса, государства, партии, фирмы, религии, секты, духовной школы или фанатского клуба, обладает своей собственной мифологией, с её помощью привлекая и объединяя людей. Что такое народ без «национальной идеи», религия без чуда, футбольная команда без болельщиков, семья без семейных легенд? Причём надо понимать, что миф эгрегора может не иметь ни малейшего отношения к его собственным целям. Порой «первые лица» эгрегора это знают, чаще – нет.

Мифы и мифологические сюжеты, ставшие архетипами коллективного бессознательного, ложатся в основу жизненных сюжетов людей и их судеб*. Архетипических сюжетов и ролей, на которые может быть разложена жизнь каждого человека, не так уж много, не более чем несколько сотен. (Ну, а если взять за основу TV, то не наберётся и дюжины.) Среди них – не только эпические сюжеты древних мифов, но и другие архетипические сюжеты, которые мы знаем из народных сказок, баллад и книг Шекспира, Пушкина и других великих писателей. При желании вы и сами сможете без труда наполнить это утверждение реальным содержанием из собственной жизни и жизни своих знакомых.

Каин прикончит Авеля. Иудифь обезглавит Олоферна. Кассандре никто не поверит. Святой Грааль ускользнёт от славных рыцарей Камелота. Ромео и Джульетта умрут. Лир станет бездомным. Моцарт будет отравлен. (И не имеет значения, что в жизни, быть может, всё было не так. В тонком мире миф более важен, чем правдивая, но позабытая история.) Золушка не получит принца, не пожертвовав счастьем ради затурканного отца. Венечка так и не попадёт в Петушки. Емеля выиграет в лотерею. А Ходжа Насреддин перехитрит всех.

Фабула неизменна, роли утверждены. Если не знать мифологического содержания своего архетипического жизненного сюжета, то сознательно изменить свою роль или сюжет целиком невозможно. Если знать – то очень трудно, но всё-таки это порой достижимо.

Таким образом, мифы и мифология оказываются тесно связаны не только с высокими, но и с самыми земными вещами – судьбами отдельных людей, их групп и целых народов. В форме мифов тонкий мир непосредственно и мощно вторгается в нашу повседневную жизнь. Мало того, тонкий мир говорит с нами на языке мифов. Поймём ли мы его послание?

 



* Сюжеты, о которых тут идёт речь, коренятся в архетипах коллективного бессознательного, впервые исследованных К. Г. Юнгом. Существуют и так называемые высшие архетипы, всесторонне рассмотренные Авессаломом Подводным, которые принадлежат ещё более тонкому плану, чем коллективное бессознательное человечества, и генерируют базовые сюжеты, определяющие взаимодействие плотного и тонких планов в сознании и жизни человека, то есть его духовное развитие и, так сказать, духовную судьбу. Эти вопросы изучает, в частности, каббала.



Алексей Рябов

30.04.2009, Москва



[ Вернуться к разделу «Статьи» ]



Профиль в Google.

Мифология:
1. М. Элиаде. История веры. Том 1.
2. М. Элиаде. Архаические техники экстаза.
3. К. Леви-Стросс. Неприру- ченная мысль.
4. Р. Грейвз. Белая богиня.
5. Р. Грейвз. Мифы Древней Греции.
6. Р. Грейвз, Р. Патай. Иудей- ские мифы (книга Бытия).
7. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь.
8. Античная мифология. Энцик- лопедия.
9. Египетская мифология. Эн- циклопедия.
10. Древний Египет, Месопо- тамия. Серия "Мифы и легенды народов мира".
11. Кельтские мифы.
12. Х. Гербер. Мифы Северной Европы.
13. Б. Торп. Нордическая мифо- логия.
14. Т. Булфинч. Средневеко- вые легенды и предания о рыцарях.
15. А. Н. Афанасьев. Мифология Древней Руси.
16. Н. А. Морозов. История че- ловеческой культуры в естест- венно-научном освещении,
в 7-ми томах.
17. А. Ф. Лосев. Диалектика ми- фа. В кн.: "Философия. Мифо- логия. Культура."
18. Эпос о Гильгамеше.
19. Старшая Эдда.
20. Гомер. Илиада.
21. Библия. Синодальный пере- вод.
22. Русские народные сказки.
23. Сказки народов мира.

Тонкий мир, самопознание, духовное развитие и карма:
1. А. Подводный. Повесть о тонкой семерке.
2. А. Подводный. Новосибир- ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю.
3. А. Подводный. Высшие архе- типы.
4. А. Подводный. Каббала чи- сел.
5. К. Уилбер. Интегральная пси- хология.
6. К. Уилбер. Введение в интег- ральную теорию и практику.
7. Чогьям Трунгпа. ШАМБХАЛА. Священный путь воина.
8. К. Кастанеда. Книги с 1-й по 11-ю.
9. А. Маслоу. Мотивация и лич- ность.
10. Б. Хеллингер. Порядки люб- ви.
11. Сюзанна Кук-Гройтер. Раз- витие эго: девять уровней все большего охвата.
12. С. Лазарев. Диагностика кармы. В 12-ти книгах.
13. К. Г. Юнг. Архетип и символ.



Контакты

+7 906 046 1699

mail@ezoznan.ru