Поделиться:



Что есть Истина?


Я не умею ответить на этот, оставленный без ответа Иисусом Христом, вопрос Пилата. Однако я попытаюсь дать ответ на более, как мне кажется, актуальный вопрос: какова она, Истина? На что она похожа?


Триады Истины

У каждого явления или процесса, при их рассмотрении наблюдателем, имеются две стороны: объективная и субъективная. Объективная сторона как бы не зависит от наблюдателя, его восприятия, чувств и мыслей, субъективная – как бы создается самим наблюдателем, точнее, его восприятием и сознанием. (Добавление как бы необходимо, поскольку дуализм объективного и субъективного не абсолютен и исчезает на недуальном, подлинно интегральном уровне познания, но здесь мы не останавливаемся на этом вопросе.)

Пример: речь. Объективно это последовательность звуков слышимого диапазона, субъективно – осмысленное сообщение. Причем чисто объективный подход к исследованию речи не позволяет судить о смысле сообщения, а лишь о его внешних характеристиках, таких как объем переданной информации, вероятность ошибки при передаче сообщения и т.п. С другой стороны, чисто субъективный подход ничего нам не скажет о закономерностях фонетики и фонетических алфавитов, воспринимая речь как некую «божественную» данность. И, наконец, речь осмысленна, поскольку есть говорящий и слушающий.

Истина как предмет познания и обсуждения также распадается надвое: объективная Истина как данность, не зависящая от нашего восприятия и понимания, а также Истина как Знание, облеченное в ту или иную форму и несущее тот или иной смысл. Объективная Истина проста и неделима; лучше всего она передается словами Бога: «Аз есмь!» Истина как Знание представляется по-разному в разных аспектах и на разных уровнях абстрагирования. Познание же существует тогда, когда есть Познаваемое и Познающий.

Таблица 1. Иерархии (триады) Истины в разных аспектах и на разных уровнях абстрагирования:


Аспекты 

 Уровни
 

 Аспект бытия 
 

 

 Аспект
 восприятия 

 

 Аспект речи 
 

 

 Аспект культуры, 
 мифологии 

 

 Аспект познания 
 

 

 Объективный 
 уровень
 

 Закон (причинно- 
 следственная связь) 

 

 Понятие 
 

 

 Фонетика, 
 алфавит 

 

 Архетип 
 

 

 Объективное знание 
 («это», логика, наука) 

 

 Коллективный 
 уровень*
 

 Структура 
 (порядок) 

 

 Знак 
 

 

 Грамматика, 
 фраза 

 

 Мифологема 
 (сюжет) 

 

 Коллективное знание 
 («мы», миф, ритуал**) 

 

 Субъективный 
 уровень
 

 Смысл (отношение 
 элементов структуры) 

 

 Образ 
 

 

 Семантика, 
 контекст 

 

 Конкретное 
 содержание мифа 

 

 Субъективное знание 
 («я», внутренний опыт) 

 

Примечания к таблице 1:

1. Формы представления Знания, соответствующие разным уровням абстрагирования и, соответственно, разным иерархическим уровням Истины, таковы:
•   объективный уровень – теория;
•   коллективный (системный) уровень – классификация;
•   субъективный уровень – описание, перечисление, эксперимент.

2. Знание не всегда ведет к Истине. Порой оно бывает и ложным, и даже лживым. Отличить правду от лжи, когда и та, и другая структурно безупречны и осмысленны, в некоторых случаях, но далеко не всегда, позволяет знание законов, то есть причинно-следственных связей. В других случаях может помочь наблюдение и сопоставление либо интуиция, то есть «непосредственное видение». Однако «непосредственное видение» редко бывает обращено к уровню законов, а гораздо чаще – к уровням структур и отношений. Возможно, это оттого, что интуиция связана с правым, образным, а не с левым, логическим полушарием мозга.

Примеры:

1. Структурно (грамматически) правильное словосочетание «питательный автомобиль» лишено смысла. Словосочетания «мощный автомобиль» и «прожорливый автомобиль», точно такие же по своей грамматической структуре, напротив, имеют смысл. Но словосочетание «прожорливая булочка» бессмысленно, в отличие от «питательной булочки».

Переходя к уровню причинно-следственных связей, мы можем сформулировать закон: чем автомобиль мощнее, тем он, как правило, прожорливее. Но на этом уровне мы ничего не скажем о том, нравится нам данный автомобиль или нет, подходит он нам в нашей конкретной ситуации или нет. Критерии, которыми мы будем руководствоваться при покупке, относятся к уровням структуры и отношений, а не законов.

2. Футбол: на объективном уровне законов это – правила игры; на уровне структуры – команды и обязанности футболистов; на смысловом уровне – сами игроки и их игра.

3. Религия: вновь триада. Законы – это догматическое учение; структура – церковная организация, культ, таинства и ритуалы; смысл – Священное Предание, жития святых, то есть мифология, которая служит для объяснения и оправдания культа (структуры).

4. Экологическая система: общие законы биологии и генетики, влияние климатических, географических и геологических условий – пищевые цепочки и симбиотические союзы, карта расселения видов, пути миграции, сезонные колебания численности популяций – виды микроорганизмов, растений и животных, населяющий данный ареал, их свойства и взаимоотношения.

Первобытные люди не знали законов биологии и генетики, но они отлично знали структуру своей экосистемы и тщательнейшим образом изучали свойства населяющих ее существ, их повадки и взаимоотношения, создавая обширные и сложные классификации. При этом они сами являлись составной частью экологической системы и отлично это знали. Хотя порой случались и катастрофические вмешательства людей в природу, такие как сожжение индейцами лесов Амазонии.

Люди современности, напротив, изучают законы биологии и генетики, могут кое-что сказать о структуре и динамике экосистем, но совсем немного (а по сравнению с людьми каменного века – смехотворно мало) знают о живущих и растущих рядом с ними видах. (Исключение составляют немногочисленные ученые, изучающие отдельные виды методами «эмпирической» науки, но их теоретическое знание сильно отличается и во многом уступает конкретному знанию первобытных людей.) При этом люди современного мира почти никогда не включают себя в состав экосистем, отделяя, а порой и противопоставляя себя природе и стремясь жить по своим собственным законам – законам социума.

Следует признать, что как те, так и другие обладают лишь частью Истины, игнорируя другие, не менее важные ее части.

5. Периодическая система элементов Менделеева – это Знание на уровне структуры, позволяющее не только классифицировать и систематизировать имеющиеся факты, но и предсказывать новые; законы квантовой механики, объяснившие периодическую систему элементов с точки зрения общей теории – это Знание на уровне причинно-следственных связей.

Кратко резюмируем выводы данного раздела.

Истина включает в себя все три аспекта: объективный, коллективный (системный) и субъективный, то есть закон, структуру и смысл.

Будучи одновременно законом, структурой и смыслом, Истина похожа на луковицу. Как и сей жгучий овощ, она имеет слоистую природу, причем каждый слой по-своему ценен, и вряд ли кто-то доберется до сердцевины, не пролив океан горьких слез.



Беглый исторический экскурс

Не зная (или зная ошибочно) законы природы – причинно-следственные связи, управляющие устроением мирового порядка, – но овладев структурами и отношениями, существующими в природе (природные циклы, приметы, полезные и вредные свойства минералов и растений, повадки живых существ и т.п.), первобытные люди научились действовать крайне эффективно и интенсивно развивались в интеллектуальном, культурном и технологическом планах. Незнание Истины в форме причинно-следственных связей не послужило тормозом эволюции и препятствием для их существования. Более того, люди на протяжении десятков тысячелетий прекрасно пользовались «ненаучными» формулировками законов (изложенных в форме мифов и ритуалов), удовлетворительно, на их взгляд, объясняющих известные им природные структуры и отношения, и при этом создали, «по образу и подобию», собственные, человеческие структуры – речь, религию, социальные институты, систему торговли и др., а также массу удивительных и полезных вещей: колесо, лук со стрелой, лодку с веслом, корабль с парусом, календарь, алфавит, приручили диких животных, научились возделывать землю, плавить и обрабатывать металлы.

Затем интеллектуальное и технологическое развитие человечества затормозилось на несколько тысяч лет, до возникновения современной науки и торжества логического мышления над магическим. По-видимому, владение Истиной только лишь на уровнях структуры и отношений, без знания объективных законов, к тому времени исчерпало себя. Но и сегодняшний перевес в сторону логики и «объективной» науки не менее ограничен и неизбежно приведет к застою. Для дальнейшего продвижения вперед в познании Истины людям понадобятся оба духовных «крыла» – и объективное, и субъективное. Данный синтез – важнейшая задача философии.



Истина в ее становлении

В принципе на этом можно было бы и остановиться. Объективный уровень познания Истины – это уровень прикладной науки, технологии, мировой политики и экономики. Но сегодня, будучи свидетелями дальнейшего интеллектуального, культурного и духовного роста, мы можем пойти и дальше. Познание Истины представляет собой не статичную, а эволюционирующую систему. И, стало быть, наша таблица может и должна иметь продолжение. А именно, выше объективного уровня нужно расположить следующий эволюционный уровень, который можно было бы назвать релятивистским или плюралистическим. (На шкале развития личности и культуры ему соответствовал бы экзистенциальный, индивидуалистический или постмодернистский уровень.) Парадоксальное credo данного уровня познания можно афористически выразить двумя словами: «Истины … нет!» Взамен идеи истины вводится понятие парадигмы как способа структурирования, описания, интеграции и объяснения мира. Причем – на данном уровне познания – все мыслимые парадигмы представляются равноправными. Возникает некий гносеологический хаос, из которого, как представляется, нет выхода. В этом состоит главное ограничение плюралистического уровня познания и соответствующей ему культуры постмодернизма.

Но выход есть. На еще более высоком уровне познания – уровне систем и конструктов – мы приходим к пониманию иерархичности ряда относительных и частичных парадигм-истин. Любая неполная, фантастическая и даже попросту ложная (или лживая) парадигма обладает реальностью, как факт истории человеческого духа, как идея, наделенная определенной силой и способностью оказывать влияние, и, таким образом, она сама по себе является частью универсальной Истины в ее становлении. Знание череды ложных и лживых «истин», господствовавших в человеческой культуре в определенные периоды истории, их роли и генезиса, становится частью познания Истины в ее вновь обретенном абсолютном значении. Здесь истина понимается не как «то, что было или есть на самом деле» и не как более или менее произвольная парадигма, более или менее удовлетворительно объясняющая мир, а как универсальный атрибут познаваемой реальности в ее становлении.

Только теперь появляется возможность холистически (то есть системно) включить в общее понятие универсальной Истины все множество частичных и неполных истин более ранних уровней – и увидеть Истину в процессе ее становления.

Для того чтобы наглядно проиллюстрировать и пояснить сказанное, нужно привести достаточно убедительные примеры. И такие примеры существуют.

1. Рассмотрим в качестве первого примера эволюцию религиозного познания мира. Все религиозные системы миросозерцания, от примитивных тотемических культов до мировых монотеистических религий, располагаются во второй строке нашей таблицы и относятся к коллективному уровню познания. «Религией» следующего, объективного уровня познания является атеизм – материалистическое отрицание веры в богов или бога. На плюралистическом уровне возникает понимание того, что разные религиозные и религиозно-философские системы содержат в себе разные частицы Истины, и возникает мысль собрать их воедино. Но почему-то вместо синтетической религиозно-философской системы образуется еще одна религия, – ничуть не «истиннее» остальных. И это понятно, потому что иерархичность религиозно-философских систем начинает осознаваться лишь на следующем, системном уровне познания, вместе с пониманием того, что синтез отдельных, частичных истин, содержащихся в различных религиях, намного сложнее, чем их простое соединение.

2. Другой интересный и поучительный пример даст нам история – история как наука и как реальное прошлое человечества. Собственно, историческая наука в том виде, в каком она существует ныне и в каком ее учат в школе, относится к объективному уровню познания. На плюралистическом уровне у некоторых исследователей и мыслителей возникают обоснованные сомнения в ее «истинности», подкрепленные рядом фактов, вскрывающих значительные несоответствия общепринятой хронологии. На данном уровне эти споры приводят к созданию новой исторической парадигмы наряду со старой, официальной. Системный уровень позволяет взглянуть на проблему с более высокой, интегративной точки зрения. Официальная версия истории, начиная примерно с XVII века, вошла составной частью в массовое (а не только научное) сознание и оказала, по-видимому, решающее влияние на ход исторического процесса в Европе и во всем мире. Возможно, именно в этом состояла истинная цель европейских церковных иерархов эпохи Просвещения, поручивших ученым монахам трудную, почти невыполнимую задачу свести воедино разрозненные рукописные хроники и составить единую хронологию истории, максимально правдоподобную и, в то же время, отвечающую интересам христианской Церкви, – и эта цель была достигнута. В этом смысле официальная версия истории, независимо от того, насколько она соответствует покрытой пылью веков действительности, является реальностью, действующей «здесь и сейчас», и частью Истины, более, может быть, важной, чем знание того, «как все было на самом деле». Альтернативная историческая парадигма, выходя на общественную арену, также становится действующим элементом реальности и неотъемлемой частью исторической Истины. Ток времени все дальше относит нас от исторических событий Древности и Средневековья, а спор разгорается все сильнее. Разумеется, его настоящая и главная, тайная цель – не в восстановлении подлинной картины давно прошедших событий, а в формировании того или иного облика общественного сознания, отвечающего тем или иным сегодняшним интересам.

Такова Истина в процессе ее становления.

«Достроенная» таблица приобретает следующий вид:

Таблица 2. Холархия Истины, как результат эволюционного развития и становления.


Аспекты 

 Уровни
 

 Аспект бытия 
 

 

 Аспект
 восприятия 

 

 Аспект речи 
 

 

 Аспект культуры, 
 мифологии 

 

 Аспект познания 
 

 

 Системный 
 уровень
 

 Конструкт 
 

 

 Холархия 
 Истин 

 

 Мировой 
 язык*** 

 

 Пока не имеет 
 названия 

 

 Целостное, 
 интегративное знание 

 

 Плюралисти- 
 ческий уровень
 

 Множественность, 
 многообразие 

 

 Парадигма 
 

 

 Множество 
 языков 

 

 Постмодернизм 
 

 

 Относительность 
 знания 

 

 Объективный 
 уровень
 

 Закон (причинно- 
 следственная связь) 

 

 Понятие 
 

 

 Фонетика, 
 алфавит 

 

 Архетип 
 

 

 Объективное знание 
 («это», логика, наука) 

 

 Коллективный 
 уровень
 

 Структура 
 (порядок) 

 

 Знак 
 

 

 Грамматика, 
 фраза 

 

 Мифологема 
 (сюжет) 

 

 Коллективное знание 
 («мы», миф, ритуал) 

 

 Субъективный 
 уровень
 

 Смысл (отношение 
 элементов структуры) 

 

 Образ 
 

 

 Семантика, 
 контекст 

 

 Конкретное 
 содержание мифа 

 

 Субъективное знание 
 («я», внутренний опыт) 

 

Примечания к таблице 2:

1. Отметим, что высшие уровни не отрицают предыдущие, а включают их в себя, сообщая им более широкий контекст и более глубокое понимание, а сами – наполняясь конкретным содержанием.

2. Высший уровень проявляет себя относительно низшего как принцип, а низший относительно высшего – как манифестация.



Зависит ли Истина от ее описания?

Рассмотрим один частный, но весьма важный вопрос с каждого из трех верхних уровней нашей таблицы. (На двух нижних уровнях подобный вопрос не возникает.)

Истина, как мы ее понимаем, есть реальность в ее познавательном аспекте. Познание Истины есть познание реальности. Знание, как результат коллективного познания реальности, есть более или менее полное и точное ее описание.

Вопрос: зависит ли реальность от ее описания?

На объективном уровне ответ таков: не зависит.

На релятивистском уровне ответ – нет ничего, кроме описания.

На системном уровне – зависит постольку, поскольку описание становится частью реальности и влияет на нее через действия человека. Здесь реальность, так же как и Истина, находится – и рассматривается – в процессе становления.



Что дальше?

Понятно, что эволюционное разворачивание процесса познания и становление Истины на этом не прекращаются. Однако сегодняшний день пока что не дает нам возможности заглянуть далеко вперед и подняться, хотя бы умозрительно, на еще более высокую ступень Истины. Мы сами, являясь участниками и одновременно наблюдателями эволюционного процесса познания, создаем или, точнее, воплощаем и оформляем эти ступени, изначально существующие как принцип, придавая им при этом те или иные индивидуальные, живые черты. Вечная, объективная и простая Истина вечно рождается как все более сложное, взаимосвязанное и интегративное Знание.



Добавление. Что есть Истина в учении Карлоса Кастанеды?

На первый взгляд может показаться, что учение Карлоса Кастанеды, сводящее процесс познания к перемещению точки сборки по энергетическому кокону, целиком принадлежит плюралистическому уровню, склонному обесценивать Истину. Это было бы так, если бы перемещение точки сборки происходило в трехмерном пространстве. Однако понимание того обстоятельства, что размерность пространства, в котором движется точка сборки и выполняется настройка эманаций, не просто велико, а может возрастать и сокращаться в соответствии с уровнем развития познания, дает возможность согласовать данную когнитивную модель с нашей динамической, эволюционной концепцией Истины в ее становлении и приводит к предположению, что Истина в учении Карлоса Кастанеды есть ничто иное, как тончайшая энергия настройки эманаций.

 



* Термин «коллективный уровень» относится не только к человеческим коллективам, но к любым природным, техногенным и когнитивным системам. Данный уровень занимает промежуточное положение между объективным и субъективным, и Истину, относящуюся к этому уровню, можно условно назвать «объективно-субъективной».

** Миф объясняет структуру, а ритуал ее воссоздает. Законы же не нуждаются в объяснениях.

*** Необходимая, хотя и отдаленная, перспектива.



Алексей Рябов

30.09.2009, Москва



[ Вернуться к разделу «Статьи» ]



Профиль в Google.

1. Г. О. М. Курс энциклопедии оккультизма.
2. К. Леви-Стросс. Неприру- ченная мысль.
3. А. Подводный. Повесть о тонкой семерке.
4. А. Подводный. Новосибир- ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю.
5. А. Подводный. Высшие архе- типы.
6. А. Подводный. Каббала чи- сел.
7. К. Уилбер. Интегральная пси- хология.
8. К. Уилбер. Введение в интег- ральную теорию и практику.
9. Чогьям Трунгпа. ШАМБХАЛА. Священный путь воина.
10. К. Кастанеда. Книги с 1-й по 11-ю.
11. А. Маслоу. Мотивация и личность.
12. Б. Хеллингер. Порядки люб- ви.
13. Сюзанна Кук-Гройтер. Раз- витие эго: девять уровней все большего охвата.
14. С. Лазарев. Диагностика кармы. В 12-ти книгах.
15. К. Г. Юнг. Архетип и символ.
16. Д. Андреев. Роза Мира.
17. Н. А. Морозов. История че- ловеческой культуры в естест- венно-научном освещении,
в 7-ми томах.






Контакты

+7 906 046 1699

mail@ezoznan.ru