Поделиться:



Самопознание и развитие через обучение оккультизму


Способствует ли обучение оккультизму процессам самопознания, самосовершенствования, самореализации, личностному и духовному росту? Если да, то при каких условиях? Если нет, то почему?



Давайте договоримся о значениях терминов

Прежде чем искать ответы на поставленные вопросы, которые отнюдь не являются очевидными и однозначными, хотя, быть может, на первый взгляд и кажутся таковыми, следует договориться о терминологии.

Под словом «оккультизм» я понимаю весь корпус человеческого знания, базирующийся на исследовании и интерпретации внутреннего, субъективного опыта, не подпадающего под юрисдикцию «объективной» науки. Такое понимание оккультизма чрезвычайно широко и включает в себя метафизическую, психологическую и практическую составляющие. Оккультизм тесно связан с мифологией и мифологическим мышлением, мистикой и мистическими культами, астрологией и мантикой, шаманизмом, магией различной направленности и «окраски» и оккультной философией. Систематическое изучение любой из этих дисциплин и есть, с нашей точки зрения, обучение оккультизму.

Говоря о личностном росте, я имею в виду эволюционное развитие «Я», или самости (самоидентификации), неразрывно связанное с процессом интеграции личности. Эго служит важной функциональной частью самости, но не тождественно ей. Процессы эволюционного развития самости всесторонне рассмотрены в трудах Кена Уилбера и его последователей, а его частные аспекты – в работах Абрахама Маслоу (потребности, самореализация), Дж. Фаулера (духовность) и др., а также в таких учениях, как Каббала, мистическое храстианство, интегральная йога и т.д. Важно то, что самость и ее аспекты, представляющие собой относительно независимые линии развития, эволюционируют не плавно и непрерывно, а проходят более или менее выраженные дискретные ступени, уровни или стадии роста – иными словами, трансформируются. Процесс трансформации (оккультисты любят говорить – «внутренней алхимии») холархичен, то есть каждая новая, более высокая (или, если угодно, глубокая) стадия не отрицает, а превосходит и включает в себя все старые, пройденные стадии, давая им более глубокое и универсальное понимание.

Говоря просто «развитие», я подразумеваю личностный, интеграционный рост человека, то есть развитие его самости.

Духовное развитие представляет собой, по моему мнению, одну из важнейших линий развития личности, наряду с такими, как ценности, этика, потребности, познание и т.д. Линия духовного развития человека связана с субъективным восприятием явлений и посланий Духа, а также возможностью диалога.

Дух не только присутствует всегда и во всей полноте, но Его «послание» человеку и человечеству всегда одно и то же. Различны лишь ограничения восприятия, присущие разным уровням (стадиям) линии духовного развития. Чем ниже уровень, тем «грубее» восприятие, чем выше (или глубже) уровень, тем восприятие Духа полнее и тоньше, многомернее, полифоничнее. Все духовные («эзотерические» в нашей терминологии) учения суть попытки расшифровать, прочесть и понять это «послание».

На каждом уровне Дух воспринимается по-своему, в соответствии с определенными культурными и религиозными шаблонами или формами. На одном из первоначальных уровней – как духи природы, на последующих – как боги силы, далее – как единое антропоморфное Божество, еще выше – как личная муза, «даймон», наконец – как глубинное, истинное «Я», необъяснимо тождественное универсальному «Я» – Брахману, Абсолюту… И на каждом уровне, на любом из этих языков может идти диалог, реальное, живое взаимопонимание и взаимодействие, с той мерой ограниченности, которая присуща данному уровню.

Наряду с рассмотренным выше «вертикальным» духовным развитием, характеризующимся последовательной сменой уровней (стадий) роста, существует «горизонтальное» развитие на каждой из стадий. «Горизонтальное» духовное развитие заключается во все возрастающей чувствительности, глубине, силе и отчетливости восприятия Духа в тех формах, которые свойственны данной стадии «вертикального» духовного развития человека, и связано с изменениями состояний сознания, вплоть до экстатических.

Для гармоничного духовного развития необходимо сочетание «вертикального» и «горизонтального» направлений.

Самопознание, самосовершенствование, самореализация, развитие – это базовые потребности человека на достаточно высоких уровнях развития его самости. Их можно смело отнести к высшим духовным потребностям. Если они не удовлетворены, то человек страдает.

Из трех названных потребностей потребность в самопознании является первой и главной. Без самопознания не может быть ни самосовершенствования, ни самореализации, ни «вертикального» развития.

Самопознание – это не только (и не столько) приобретение знаний о себе самом, своем внутреннем мире. Это, прежде всего, трезвое и безжалостное понимание самого себя, своих потребностей, мотивов, ощущений, чувств, поступков, целей, – и этот процесс мучителен. Самопознание неотделимо от принятия на себя ответственности за самого себя, свои побуждения и действия, последствия своих выборов и поступков, и ему противопоказана жалость к себе и окружающим. Самопознание прямо ведет к личностному и духовному росту.

Самопознанию могут препятствовать многие обстоятельства внутреннего свойства, связанные с тревогой, стыдом, чувством вины, ложными (невротическими) потребностями, искусственными («фантомными») целями, зависимостями. В основе всего этого лежит, как правило, страх увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле, то есть бегство от внутренней реальности. Этот страх может быть чрезвычайно сильным, неконтролируемым, почти непреодолимым. Поэтому задача самопознания, удовлетворение потребности в самопознании сводится не столько к приобретению новых знаний, не столько к освоению тех или иных практик, а, прежде всего, к преодолению этого фундаментального страха.

Итак, переформулируем наш первоначальный вопрос: может ли обучение оккультизму способствовать преодолению фундаментального страха увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле, и что (те или иные направления, специальные знания, подходы, особые приемы, практики, условия и методы обучения) для этого требуется?

На так сформулированный вопрос невозможно дать один универсальный ответ. Нам предстоит разобраться в вопросе более досконально и рассмотреть несколько разных направлений в обученииоккультизму. Лишь после этого мы будем в состоянии сделать некоторые общие выводы.



Изучение тонкой энергетической структуры человека

Знание собственной тонкой энергетической структуры – это, по-видимому, самый подходящий информационный багаж для человека, стремящегося к самопознанию и личностному росту. Данная тема блестяще и весьма полно раскрыта в высоких духовных учениях Востока, а также в трудах выдающегося философа-оккультиста и астролога Авессалома Подводного, который в значительной мере опирается на «дух и букву» философии веданты, дополнив их своими чрезвычайно плодотворными и тщательно разработанными идеями. В частности, в работах Подводного всесторонне и тщательно разобран процесс личностного роста с точки зрения тонкой энергетической структуры человека, а также с позиций астрологии и нумерологии.

Можно изучать тонкую энергетическую структуру человека по книгам Авессалома Подводного, можно и по другим источникам. Драгоценные знания буквально лежат на поверхности, – стоит только протянуть руку, взять в нее книгу и напрячь свой ум.

Отчего же так много людей, которые старательно, годами изучают все это, – и не развиваются? Полезны ли, в самом деле, эти, безусловно, обширные и глубокие знания, для практики самопознания и развития? В них ли заключена мудрость?

Несмотря на многочисленные отрицательные примеры, мы отвечаем – да! И делаем это на основании не столь многочисленных положительных примеров, а также собственного субъективного опыта, поскольку находимся вне сферы «объективной» науки, изучающей массовые, повторяющиеся явления и процессы.

В чем же состоит этот субъективный опыт? Он заключается в том, что знания способствуют пониманию, но ни в коей мере не заменяют собой поступков, они помогают сократить и ускорить Путь, избежать ненужных блужданий, но сами по себе не являются Путем, который все равно приходится измерить своими ногами. Что это означает, если отказаться от иносказаний? Очень простую, но самую пугающую вещь на свете: сколько бы я ни учился, какой бы величайшей (но чужой) мудростью ни овладел мой ум, рано или поздно мне придется, как и всем «мудрым» и «немудрым», встретиться со смертью. И вот тут выяснится реальная цена моей прожитой жизни: что я успел? Совершил ли я именно то главное, ради чего родился на свет? Для чего я читал все эти мудреные книги, учился, фантазировал, мечтал? Это – единственные не праздные вопросы, которые стоит задавать себе в жизни.

Если не убегать от этих безжалостных вопросов, то знания становятся действенной силой, реальной ценностью, вторым помощником (а первым, как известно, является смерть).

Ведь и опыт без знаний, так же как и знания без опыта, – вещь, мало пригодная к употреблению. Именно опыт, не приправленный знаниями, и есть тот сон разума, который рождает чудовищ – суеверия и химеры. Знания без опыта мертвы, зато опыт без знаний безумен.

Знания позволяют интерпретировать опыт не только с той ступени развития, на которой Вы сегодня находитесь, или с еще более примитивной, с которой, быть может, данный опыт исторически связан (это в особенности касается определенных видов шаманского, мистического и магического опыта), но и с более высокой, с той, на которую Вам предстоит подняться, и, таким образом, служат процессу самопознания и развития. Обладая знанием своей тонкой энергетической структуры, Вы можете правильно оценить смысл и значение как трансцендентального, так и рационального, практического опыта, наполняющего содержанием Вашу повседневную жизнь, и понять, что тот и другой означают для Вашего развития. Любой опыт превращается в свидетельство и говорит Вам о Вашем месте в мире, о том, в верном ли направлении Вы движетесь, следует ли Вам отказаться от чего-то прежде дорогого, но ставшего ненужным. Ваше понимание самого себя постепенно становится безошибочным, трезвым, пугающе точным (что далеко не всегда доставляет Вам удовольствие). Со временем такое понимание распространяется и на окружающих.

Более того, знание тонкой энергетической структуры человека позволяет понять тот самый фундаментальный страх, о котором мы говорили в первом разделе статьи (и который весьма сродни страху смерти), его происхождение и предназначение, ту скрытую потребность, которую он призван удовлетворить, а значит, взять свой страх под контроль, преодолеть его и даже превратить из деструктивного в функциональный (то есть умело пользоваться своим страхом как сигналом сконцентрироваться, быть внимательным, алертным, думать и действовать безупречно).

В былые времена людей, достигших подобного уровня понимания, называли «прозорливыми старцами» и почитали святыми. Многие из них были канонизированы русской православной церковью. Эти люди, в самом деле, достигали высоких ступеней личностного и духовного развития, становились восприимчивы к весьма тонким энергиям и умели их интерпретировать на доступном им языке христианской веры. Одни из них обладали обширными познаниями в духовной и даже научной сфере, другие были неучеными «простецами». На их примере, пусть довольно частном и несовременном, хорошо видна роль обучения духовным (в нашей терминологии – эзотерическим) знаниям для самопознания и развития.

Справедливости ради нужно указать на то, что в недавние времена (а как было раньше, мы толком не знаем) на одного истинного старца приходилось по десятку лже-старцев, не обладавших ни высоким уровнем собственного личностного и духовного развития, ни способностью направить других на путь самопознания и личностного роста.

Избрав изучение тонкой энергетической структуры человека и правдиво воплощая полученные знания в своем реальном (трансцендентальном и рациональном) опыте, в выборе жизненного пути, в самой жизни, без жалости к себе, без самообмана, Вы получаете доступ к углубленному самопознанию и поступательному «вертикальному» развитию, подлинному личностному и духовному росту, а в конечном счете – ко все более полной самореализации. Это – хороший, надежный способ. Он не является легким, – но ни один из способов самопознания и развития не легок.

Если же Вы не абсолютно, стопроцентно честны перед собой, если Вы поддались жалости к себе, «соблазнились», допустили самые ничтожные компромиссы, – доступа не будет. Получится жалкая имитация Пути, не самопознание, а самокопание, не интеграция, а невротизация, не развитие, а лишь пустые мечты.



Изучение астрологии

Гороскоп – это карта судьбы, которую, казалось бы, нельзя изменить по своему усмотрению, усовершенствовать, превзойти. Так возможно ли говорить о какой-то связи астрологии с самопознанием и развитием, понятиями, подразумевающими наличие внутренней свободы, свободы выбора? И шире: существуют ли вообще самопознание и развитие, если все предопределено?

Авессалом Подводный разработал эволюционный подход в астрологии, согласно которому различные элементы гороскопа, и в первую очередь – минорные аспекты планет высокого порядка, актуализируются в жизни человека не сразу, а по мере его личностного роста. Пока человек не достигнет определенного уровня развития личности (Подводный различает пять уровней: инфантильный, подростковый, юношеский, зрелый, интегральный; другие авторы дают несколько более подробную классификацию), минорные аспекты высокого порядка, соответствующие данному уровню, и связанные с ними энергии либо не проявляются вовсе, либо действуют как внешние, фатальные силы.

По достижении данного уровня становится возможной проработка тех аспектов высокого порядка, которые ранее не были доступны человеку, и освоение соответствующих им энергий. А те аспекты высокого порядка, до которых еще только «доходит очередь», включаясь, начинают тревожить человека, толкают его к более глубокому и реалистичному самопознанию, изменениям, росту.

Также по мере роста становится возможной эффективная практическая проработка аспектов со все меньшими значениями орбисов, проявление которых прежде не было доступно контролю со стороны их обладателя. С другой стороны, аспекты с большими значениями орбисов, активно проявлявшие себя на низших ступенях развития личности, перестают оказывать влияние на его жизнь, распадаясь на пары не связанных между собой планет.

Таким образом, гороскоп представляет собой не статичную карту судьбы, а некую разворачивающуюся во времени эволюционную программу, задающую не только важные особенности и узловые моменты жизни человека, но и динамику его личностного роста, определяющую, с какими именно проблемами, требующими проработки, и кризисами, которые ему придется преодолеть, столкнется человек на своем пути, какие стороны самопознания будут актуальны в разные периоды его жизни. Причем человек может отказаться следовать «заданным курсом», остановившись в своем развитии, и тогда его гороскоп проявит себя не полностью, а лишь в соответствии с тем уровнем развития, на котором он «застрял».

Такое эволюционное понимание гороскопа позволяет напрямую связать изучение астрологии с задачами самопознания и личностного роста. Но, опять-таки, первостепенное значение имеет практическая проработка тех проблем и задач, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути и которые проясняет и делает более понятными анализ его гороскопа.

Карта судьбы существует у каждого человека, знает он ее или не знает. Но на этой карте указан не точный график маршрута, а лишь направление, откуда и куда нужно прийти, и важнейшие контрольные точки, необходимые, чтобы не заблудиться. Это напоминает, скорее, не подневольный путь арестанта по этапу, а … соревнования по спортивному ориентированию.

Человек имеет полное право упрямо отказываться от предназначенного ему пути, своей судьбы. Он будет получать тычки и затрещины, быть может, очень болезненные, но не утратит своей свободы. Но что даст ему столь превратно понятая свобода? Лишь злость, разочарование да дурную карму.

Напротив, человек, принимающий свою судьбу, смирившийся перед ней и добросовестно следующий по предначертанному пути, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Именно это состояние Карлос Кастанеда называет «путь сердца» или «путь с сердцем». Собственно, узнать, смирились Вы или нет, очень просто: в смирившемся сердце воцаряется мир. Говоря вульгарным, но весьма выразительным языком, Вас не «колбасит». А свобода? Свобода – в том, как Вы пройдете свой путь, и в тех огромных возможностях творчества и познания, которые открываются Вам на пути – пути с сердцем.



Карты Таро и другие предсказательные практики

Следует признать, что гадание – не самый лучший способ самопознания и развития. Точнее, вовсе не способ. Предсказания по своей природе предназначены для решения иных задач и могут послужить как, разве что, вспомогательный инструмент в руках духовного учителя (или хорошего психотерапевта).

Гадая на картах Таро или при помощи любого другого инструмента предсказаний, человек вступает во взаимодействие с Силами весьма тонкого плана, которые, казалось бы, могут сыграть определенную роль в его самопознании и личностном росте. Однако с точки зрения «вертикального» развития не важно, с какими Силами человек вступает в контакт, а имеет значение лишь то, зачем он это делает, какова его мотивация (осознаваемая, внешняя, и истинная, бессознательная), в чем заключается его «голод», который он стремится утолить. В случае гадания, очевидно, этот «голод» не связан с потребностью в самопознании и росте.

Существует лишь одно исключение из правила: гадание на тему собственного духовного Пути. Полученные ответы могут подтолкнуть человека в правильном направлении, лишив его утешительных иллюзий. Но такое гадание принесет пользу лишь в том случае, если человек обладает достаточным мужеством и волей, внутренне готов к изменениям.

Мы рассматриваем изучение предсказательных инструментов и практик как важный элемент обучения оккультизму и эзотерическому самообслуживанию, помогающий человеку лучше ориентироваться в своих повседневных делах и решать важные жизненные проблемы.



Медитация и энергетическая работа с Арканами Таро
и другими образно-символическими системами

Однако, карты Таро открывают и другие возможности заниматься оккультизмом, не ограничиваясь предсказаниями. Речь идет о медитации и энергетической работе с Арканами Таро (прежде всего – со Старшими Арканами).

Собственно говоря, энергетическая работа с образами и символами, – это составная часть магических практик, имеющая весьма обширную область применений. Но уж очень хорошо, как будто специально, она «заточена» для работы с собственным «Я»!

Не вдаваясь в технические подробности (это – тема для отдельной статьи, а также предмет обучения в нашем Учебном центре), на собственном опыте могу утверждать, что подобная работа оказывает порой очень сильное интегрированное психо-эмоциональное, ментальное и каузальное (через цепочку событий) воздействие, способное сыграть роль решающего толчка для запуска трансформационных изменений личности. Причем в данном случае трансформация не всегда начинается с акта самопознания, – иногда, и весьма часто, понимание приходит задним числом. Вас как бы ставят перед фактом Вашего собственного радикального изменения. (Сказанное вовсе не противоречит тому, что интеграция и развитие личности без понимания невозможны. Если упорно игнорировать и отказываться осознавать происходящие изменения, то и с ума сойти недолго.) Должен заметить, что это далеко не самый щадящий, зато сравнительно быстрый путь. Психика трещит по швам, но в данном случае, я верю, цель оправдывает средства.

Разумеется, Арканы Таро – не единственная образно-символическая система, допускающая подобную практику. Образы богов и богинь, героев мифологических и литературных сюжетов, портреты деятелей истории, величайших адептов магии, иконы могут послужить той же цели. Но многовековая история Таро, изобилие разнообразных универсальных и специализированных колод, могучий магический эгрегор превращают систему Таро в один из самых эффективных и тонких рабочих инструментов.



Изучение Каббалы

Изучение и усвоение Каббалы, без сомнения, предоставляет человеку внутренний опыт и когнитивный материал, чрезвычайно полезные для личностного роста и духовного развития («вертикального» и «горизонтального»), – с теми же оговорками, которые были сделаны нами ранее. А именно: изучение Каббалы способствует личностному росту и духовному развитию, но ни в коей мере не подменяет собой упорных, искренних и, как правило, мучительных усилий, направленных на внутреннюю трансформацию и неразрывно связанные с нею изменение внешних обстоятельств жизни, отказ от прежних привязанностей, перемену убеждений, ценностей, самооценки, потребностей, этики. В личностном росте и духовном развитии нет, в самом деле, ничего приятного и «социально приемлемого»; эти вещи не имеют ничего общего с общепринятым пониманием счастья; и они не ведают компромисса.



Учение Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда – не только великий учитель оккультизма, но и талантливый писатель, и учение, изложенное в его книгах в захватывающей литературной форме, – чрезвычайно «нелинейно», многопланово и неоднородно. Если предложенная Кастанедой парадигма в целом тяготеет к определенному уровню развития личности, – а именно, экзистенциальному, культурным коррелятом которого служит пост-модернизм, то отдельные положения его учения, важнейшим из которых является концепция «пути воина», преодолевают самые серьезные ограничения пост-модернизма (релятивизм, скептицизм, пессимизм, крайний плюрализм и т.п.), превосходя этот уровень, как минимум, на две ступени (уровень «осознающего конструкцию» в соответствии с классификацией уровней развития эго, предложенной Сюзанной Кук-Гройтер).

Вдохновляющая концепция «пути воина» не только служит основой для практики самопознания и развития личности, но и предоставляет хорошую мотивацию человеку, идущему по этому тернистому пути. Описание «пути воина» дает очень точную картину «вертикального» развития человека.

Важнейшей составляющей концепции «пути воина» Карлоса Кастанеды является преодоление чувства собственной важности (ЧСВ) – процесс крайне болезненный, не поддающийся формализации, то есть строго индивидуальный, связанный с отказом от иллюзий и движением в сторону правды о себе и своем месте в мире. Несомненно, что преодоление ЧСВ является определяющим условием личностного роста и «вертикального» духовного развития человека. Тот предельный уровень, до которого человек реально может вырасти на данном отрезке своей жизни, определяется почти исключительно тем, в какой мере он способен перенести отказ от ЧСВ.

«Путь воина» Карлоса Кастанеды имеет много общего со «Священным путем воина Шамбхалы» Чогьяма Трунгпы Ринпоче. Существуют свидетельства о том, что Кастанеда посещал лекции Чогьяма Трунгпы в Америке. На этом основании некоторые люди делают поспешные выводы о вторичности учения Кастанеды, однако близкое знакомство устраняет всякие сомнения в его оригинальности и внутренней силе. Вообще, Кастанеда вызывает крайне неоднозначную (скорее, отрицательную) реакцию в пост-модернистской интеллектуальной среде, более благосклонной к учениям Востока, что, по моему мнению, напрямую связано с тем, что учение Кастанеды не укладывается в рамки пост-модернизма, лишая его последователей привычных «костылей» (релятивизма, крайнего плюрализма ets) и вызывая неосознанную тревогу.

Заметим, что осознание этой «экзистенциальной» тревоги само по себе является важнейшим фактором самопознания и личностного роста. Свойством тревожить и в то же время подталкивать к пониманию, несомненно, обладают книги Кастанеды.

С другой стороны, Кастанедовское понятие «точки сборки» и ее контролируемого сдвига относится, главным образом, к «горизонтальному» развитию, то есть освоению различных состояний сознания, которое возможно на любой стадии «вертикального» развития.

Когда Кастанеда устами Дона Хуана утверждает, что «человек знания», овладевающий все более широким спектром положений «точки сборки», может уцелеть только благодаря следованию «пути воина», он, по сути, говорит о том, что правильно понять, интерпретировать и интегрировать все многообразие доступных человеку состояний сознания в процессе его «горизонтального» развития позволяет лишь одновременный, согласованный «вертикальный» личностный и духовный рост.



Шаманизм

С эволюционной точки зрения шаманизм представляет собой форму духовности первобытного человечества с до-государственной социальной организацией. Камлающий шаман переходит в состояние сознания с исключительно высокой восприимчивостью к тонким энергиям – духам природы, которое со стороны легко может быть принято за регресс.

Шаманизм сам по себе, не дополненный другими, более «интеллектуальными» практиками и учениями, по моему мнению, направлен на «горизонтальное» духовное развитие человека, но не на его «вертикальное» духовное развитие и личностный рост. В овладении различными состояниями сознания (точнее, интегрированными состояниями сознания и тела) ему нет равных.

Будучи соединен с изучением тонкой энергетической структуры человека, учением Карлоса Кастанеды, высокими духовными учениями Востока, Каббалой и т.п., шаманизм способен дать человеку уникальный, богатейший духовный опыт, который, при условии его правильной интерпретации, послужит незаменимым практическим материалом для личностного роста и «вертикального» духовного развития.



Духовные практики: освоение различных состояний сознания и их интеграция.
Внутренний опыт и его интерпретация. Состояния сознания и ступени роста

Как уже отмечалось выше, овладение различными состояниями сознания имеет прямое отношение к «горизонтальному» развитию и служит источником богатейшего внутреннего опыта, нуждающегося в понимании и интерпретации. Только ясно понятый и удовлетворительно интерпретированный внутренний опыт может быть усвоен и интегрирован человеком и, таким образом, стать основой для его «горизонтального» совершенствования как шамана, мага, священнослужителя, философа и т.п., а также и для «вертикального» развития.

Интерпретация внутреннего опыта, связанного с различными состояниями сознания, является культурно обусловленной и различна на разных стадиях «вертикального» развития человека и общества (или той его группы, к которой принадлежит данный индивид). Когда внутренний духовный опыт не поддается интерпретации на данной стадии развития, то он становится мощным стимулом для «вертикального» роста, – при условии, что в человеке сильна потребность в понимании и поиске Истины. Углубленное «горизонтальное» развитие частенько приводит к подобному результату, связанному с коренной ломкой мировоззрения и чреватому утратой (быть может, временной) социальных связей.

Следует подчеркнуть, что, начиная с определенной стадии «вертикального» роста, равно как и с некоторой, весьма высокой, степени «горизонтального» развития и совершенства, «вертикальное» и «горизонтальное» развитие больше не могут существовать изолированно, активно стимулируют друг друга и ведут к взаимному обогащению и интеграции. Людям, достигшим такой стадии развития, богатейшим источником внутреннего опыта служат, в частности, различные духовные практики, в том числе восточного происхождения, а обосновывающие их духовные и философские учения – верной основой для его интерпретации. Но менее развитым индивидуумам те же самые практики и учения не приносят (в отсутствие хорошего учителя) никакой пользы.



Взамен личностного роста – овладение все новыми «языками»

Процессы самопознания и развития описаны (до той или иной стадии, с той или иной степенью детализации) в различных традициях и, соответственно, в разных когнитивных и понятийных системах, – по сути, на разных языках. Сами же эти процессы одни и те же, и смысловое содержание их описаний в значительной мере совпадает.

У человека, вставшего, как ему кажется, на путь самопознания и развития, порой возникает соблазн, вместо того чтобы ограничиться каким-то одним или немногими описаниями, постигая и «примеривая на себя» их смысл, пуститься в изучение все новых традиций и «языков». Согласен – это может быть безумно интересно! Однако, с точки зрения развития, – абсолютно бесполезно. Это есть ничто иное, как убийство времени, которого у нас так немного. «Лишних знаний не бывает», – вот чрезвычайно глупая, никчемная и лживая поговорка. Куда точнее высказался Дон Хуан в книге Карлоса Кастанеды: «Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным!»

Нужны большая трезвость, здравый смысл, самодисциплина и любовь к Истине, для того чтобы пройти буквально «по краю пропасти», не свалившись ни в одну (нигилизм, агностицизм), ни в другую (всеядность, «информационное обжорство») пропасть.



Другие ловушки на пути личностного роста

Этот раздел можно было бы назвать, в противовес названию статьи, «Самообман и стагнация через изучение оккультизма».

Отчего порой, и, признаться, частенько, буксует личностный рост, – при всех видимых и поистине титанических усилиях «человека взыскующего»? Важнейшие ловушки на пути самопознания и личностного роста, по сути, поименованы в книгах Кастанеды, – и они есть ничто иное, как «четыре врага» человека Знания: страх, ясность, могущество, старость. Причем четвертого врага невозможно победить.

Страх какого рода может помешать самопознанию и развитию? Страх остаться без привычных социальных (или невротических) защит, стереотипных представлений, разнообразных способов самоутверждения и самообмана, один на один с правдой о себе, – всегда (а не «как правило») крайне неприятной. Поддаться этому страху – значит, согласиться на самообман, самоутешение, тем более тонкие, чем выше та ступень развития, на которой человек поддался страху. Причем это происходит почти незаметно, – и развитие неизбежно останавливается.

Разве ясность сознания может помешать самопознанию и росту? Да, может, если она уводит в когнитивную, ментальную сферу. Потребность все объяснить и понять может означать бегство от реальных действий и поступков, от ответственности, и чем объяснения точнее и глубже, тем больше соблазн ими и ограничиться.

В том, что осознание своего могущества может стать помехой дальнейшему развитию, нет ни грана морали. «Быть знаменитым некрасиво», – это ерунда, достойная лишь пера второсортного поэта, завидующего подлинным знаменитостям. Власть превращается в тормоз самопознания и роста, когда она делается сокровищем, когда человеку «есть что терять». А это так просто, – причем независимо от того, реальна власть или иллюзорна! Человек самопознающий и развивающийся должен быть всегда легок, неуловим, абсолютно свободен.

Полная, ничем не ограниченная свобода, – главное условие (и в то же время одно из основных следствий) истинного самопознания, личностного и духовного роста.

Старость останавливает развитие «всего лишь» тем, что отнимает у человека последние физические и духовные силы. Признать это как свершившийся факт, как последнюю истину о себе самом, – значит, совершить последний, быть может, самый трудный и решительный акт самопознания и интеграции. Ведь без конца твердить себе: «Старость еще впереди», – рано или поздно становится самообманом…

Все же самым главным препятствием на пути самопознания и «вертикального» развития всегда остается раздутое, необоснованное самомнение, успешно мимикрирующее и принимающее разнообразные обличья, с сопутствующими ему иллюзиями и мечтами. Занятия эзотерикой сами по себе отнюдь не способствуют его искоренению, зачастую, скорее, наоборот. Для того чтобы излечиться от чувства «эзотерического превосходства» и выйти из фальшивого образа (мага, ясновидца, пророка, гуру ets), требуется постоянная, малоприятная работа над собой, по своему содержанию, да, пожалуй, и по методам, близкая к психотерапии. Без нее, уверяю Вас, не обойтись!



Заключение. Посошок на дорожку

Изучать оккультизм намного безопаснее для человеческого эго, чем познавать себя и расти. «Горизонтальное» развитие всегда приятнее и увлекательнее, чем «вертикальное». Самопознание – чрезвычайно горькое лекарство, и личностный рост меньше всего похож на развлекательную прогулку.

Пусть эти огорчительные истины послужат Вам на пользу. Ведь в них заключен отличный, практически универсальный критерий: если Вам легко и приятно, – значит, то, чем Вы занимаетесь, очень далеко от самопознания и роста. На этом пути ноги всегда стерты, привалы редки, а трудности, как правило, кажутся непреодолимыми.

Задайте себе вопрос: «Зачем мне самопознание, зачем мне личностный рост?» Постарайтесь ответить на него предельно честно и конкретно, без общих мест, самовозвеличивания, недомолвок и фантазий. Пока верный ответ не найден, знайте, что самопознание Вам не принесет успеха, развитие не состоится. Общего ответа не существует, он всегда личный, особенный. Если ответ нашелся (а он обязательно будет дополняться и видоизменяться по мере Вашего роста), – считайте, что Вами получено «добро» от Высших Сил, которые будут поддерживать Вас, помогать Вам в пути. Без них Вам его не одолеть. (Природа Высших Сил такова, что они одновременно находятся и вне Вас, и внутри, – не смущайтесь!) Теперь – вперед, не попадаясь в ловушки, распознавая соблазны, не допуская даже самых тончайших подмен! И – оккультизм Вам в помощь!



Алексей Рябов

06.12.2009, Москва



[ Вернуться к разделу «Статьи» ]



Профиль в Google.

1. А. Подводный. Повесть о тонкой семерке.
2. А. Подводный. Новосибир- ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю.
3. А. Подводный. Высшие архе- типы.
4. А. Подводный. Каббала чи- сел.
5. К. Уилбер. Интегральная пси- хология.
6. К. Уилбер. Введение в интег- ральную теорию и практику.
7. Чогьям Трунгпа. ШАМБХАЛА. Священный путь воина.
8. К. Кастанеда. Книги с 1-й по 11-ю.
9. А. Маслоу. Мотивация и лич- ность.
10. Б. Хеллингер. Порядки люб- ви.
11. Сюзанна Кук-Гройтер. Раз- витие эго: девять уровней все большего охвата.
12. С. Лазарев. Диагностика кармы. В 12-ти книгах.
13. К. Г. Юнг. Архетип и символ.









Контакты

+7 906 046 1699

mail@ezoznan.ru